На главную
На предыдущую
Текст для распечатки
Все чертежи 483 kb
НАЧНЁМ С НУЛЯ

Статья из журнала "Моделист-конструктор" № 12, 1985 г. Начало статьи не сохранилось, но скоро будет восстановлено. Там не хватает только вступления, так что разберётесь. Обратите внимание на дату выхода журнала, когда броситесь искать указанный в конце адрес - всё-таки много лет прошло. Хотя, кто его знает?..

...требюуется ок, 10 м таких труб,отрезками не короче 1 м. Косынки, кронштейны, рёбра жёсткости, подсоединительные ушки вырезают из стального листа толщиной 2 - 2,5 мм. А днище машины, перегородки водительского отделения, декоративные панели и крылья делают из листов алюминиевых сплавов типа Д16. АМг6 толщиной 0,6 - 1,2 мм. На один автомобиль уйдёт не более четырёх листов размером 1200х600 мм. Предлагаемая конструкция багги нулевого класса полностью базируется на агрегатах мотоколяски СЗД: двигателе с подрамником в сборе, главной передаче и полуосях, передней и задней подвесках, рулевом механизме, колёсах и тормозной системе. Лишь в задней подвеске используются пружины и амортизаторы от мотороллера "Вятка". Основным несущим элементом

конструкции является рама. сваренная из труб. Для сборки рамы и монтажа на ней агрегатов необходимо подготовить стапель - прямоугольный стол размерами 2000х600 мм, высота ножек - 1000 мм. Краской или мелом на его поверхности наносят чертёж каркаса днища в натуральную величину и обозначают контуры монтируемых узлов и агрегатов. Такой способ позволяет разместить их наиболее рационально, избежать трудноисправимых компоновочных ошибок. Затем всё раскладывают на стапеле и соединяют трубами. Кронштейны и ушки крепления приваривают к раме, предварительно подсобрав со своим узлом. При этом отпадает неоходимость тщательной разметки их положения: достаточно установить сам узел в выбраном месте, а затем лишь "прихватить" кронштейн к раме сваркой. Из труб большего сечения, O 35х2 или 38х2 выполнены дуги безопасности, установленные продольно, две стойки, поперечная балка и трубы отделения водителя - две продольные и три поперечные. Остальные элементы рамы - из труб сечением O 20х2 мм. Стыки труб подгоняют ножовкой и напильником. Переднюю подвеску в сборе приваривают к лонжеронам рамы так, чтобы она была наклонена относительно своего прежнего положения на 12° назад. Этим достигается больший наклон шкворня, что улучшает манёвренность машины из-за склонения колёс к центру виража и выноса пятна контакта за пределы колеи. Правда, при этом несколько возрастают усилия на рулевом колесе, зато клиренс передней подвески увеличивается. В рулевой механизм внесены небольшие изменения. Так как на багги он устанавливается в плоскости симметрии машины, рулевые тяги подсоединяются к ушкам зубчатой рейки с обеих сторон. Для этого ушко крепления пальца правой тяги отпиливают и приваривают с другой стороны рейки. Рулевые тяги укорачивают, вырезав их среднюю часть так, чтобы после сварки расстояние между центрами рулевых пальцев составляло 400 мм и имелась возможность регулировки их длины в обе стороны. Вал рулевого колеса приваривается к валу ведущей шестерни реечного механизма. На другой его конец надевается вырезанная из стальной пластинки шайба, а затем приваривается фланец крепления рулевого колеса. Присоединив к корпусу механизма крепёжные проушины, весь узел в сборе монтируют на раму. Разместив вал рулевого колеса по продольной оси машины, определяют положение проушин корпуса реечного механизма на верхней трубе передней подвески. Пластинчатая шайба рулевого вала , служащая ему верхней опорой, приваривается к середине горизонтальной распорки панели приборов. Так как рейка косозубая, выставить её параллельно поперечной оси машины не удастся, и, хотя несколько изменённая ориентация механизма немного нарушит геометрию привода, на управление автомобилем это заметного влияния не окажет. Рычаги задней подвески устанавливаются на поперечную трубу каркаса через цилиндрические шарниры. Для этого используют четыре кронштейна, которые к внутренним шарнирам пиварены (поверх трубы), а к внешним привинчены. Для их крепления на концах поперечной трубы делают пластинчатые опоры. Пружины с амортизаторами монтируют на автомобиль так. Амортизатор собирается с верхними и нижними проушинами, заготовленными из стальных пластин. Нижние привариваются к рычагам на расстоянии 230 мм от оси качания. Рычаги задних подвесок опускают на 20 ° ниже горизонтали и, максимально выдвинув штоки амортизаторов, определяютполдожение верхних проушин на стойке каркаса. Нагрузки здесь будут достаточно большие, поэтому их верхние кронштейны усиливают косынками. Подрамник силового агрегата крепится на машине в трёх точках: на высоком П-образном кронштейне в центре поперечной трубы и ещё на двух, приваренных к задней поперечной трубке каркаса. Для безошибочной установки их приварите к раме сначала передний, а заготовки задних приверните к подрамнику. Закрепив подсборку в переднем кронштейне и выставив её по продольной оси машины, определим места приварки задних кронштейнов. Большое значение для успеха в соревнованиях имеет рациональное размещение элементов управления. От мотоколяски используются лишь рычаги переключения скоростей и включения реверса со своими тягами. Три самодельные педали с троссовым приводом на сцепление и дроссель карбюратора установлены на поперечном уголке полика водительского отделения. Главный тормозной цилиндр крепится с помощью приваренных горизонтально трубок на трубе переднего моста, поэтому педаль действует на его пошень прямым штоком. Для запуска двигателя с места водителя установлен механический кик-стартёр с троссовым приводом от дополнительной педали. Её кронштейн приварен к правому лонжерону каркаса. Благодаря ножному пуску двигателя конструкция машины стала значительно проще. С двигателя снимается не только стартёр, но и генератор. А необходимое для системы зажигания, стоп-сигналов и звукового сигнала электропитание обеспечивает небольшой аккумулятор. Его тоже собирают из старого автомобильного. Для этого нагрузочной вилкой определяют три наиболее ёмкие банки и из них составляют облегчённый аккумулятор - на 6 В. Сиденье лучше всего выклеить из стеклопластика, но если это трудно, на первых порах пойдёт и сиденье от мотоколяски, снабжённое подголовником: вертикальным перфорированным металлическим листом, установленным между дугами безопасности. Рулевое колесо - уменьшенного диаметра, типа применяемых на картах. Обязательными элементами безопасности являются привязные ремни и огнетушитель ОУ-5, монтируемый в передней части машины. Привод его включения выводится на переднюю часть левой дуги и обозначаетсч знаком "Е". Это место должно быть доступно и снаружи и изнутри. Закончив сборку машины, приступайте к её отладке. Мощность стандартного двигателя невелика, но резервы форсирования есть. Прежде всего подберите проверенный и хорошо отлаженный карбюратор, например марки IKOV от мотоцикла "Ява-350". Добейтесь чёткой работы системы зажигания, ненадёжный ваккумный бензонасос замените диафрагменным, с механическим приводом. Все тонкости доводки этого сложного агрегата перечислить трудно. Но если вы решили серьёзно заняться автоспортом, вам всегда помогут советом и консультацией по адресу: 107497, Москва, ул. Бирюсинка, 7, секция "БАГГИ-ЭРМЗ".

Б. Титов




Hosted by uCoz