На главную
На пердыдущую
Текст для распечатки
Чертежи 1503х1572, GIF 305 kb
  С "Запорожца" - на "Багги-350"

Думаю, за много лет статья из "Моделиста-конструктора "№10 за 1980 год всё-таки не потеряла актуальности - достать упоминающиеся в ней комплектующие сегодня наверное проще, чем в эпоху развитого социализма. Да и багги с таким силовым агрегатом (при несравнимых ценах) получится посерьёзнее,чем прокатные, с 10-сильным мотором и вариаторной трансмиссией.

Автор этой конструкции - широко известный, даже знаменитый тогда "самодельщик" Валерий Тарануха. О многих его мопедах, автомобилях и другой технике регулярно писал "МК". В. Тарануха в то время руководил детским "Клубом Вечного Поиска" - КВП в Харькове

В течении многих лет с момента вступления в силу "Технических условий" на постройку самодельных микроавтомобилей и мотоколясок создатели этих машин в своих конструкциях чаще всего использовали главную передачу, качалки заднего моста и трансмиссию от инвалидных мотоколясок различных модификаций. Все недостатки перечисленых механизмов стереотипно повторялись почти в каждой самоделке, заметно ухудшая их эксплуатационные качества. Прослеживалось стремление как можно более утилитарно выполнить эту часть конструкции, почти ничего, или совсем ничего не изменяя в заводских агрегатах и деталях и замаскировав всё это переделанным (по сравнению с инвалидным) кузовом, бызговиками и другими "декорациями".

К сожалению, при появлении нового класса спортивных микроавтомобилей "багги" традиционные решения стали применяться и здесь. Открытые цепи, слабая корорбка передач (как правило, мотоциклетная), большие потери в главной передаче, обилие перекосов в сопряжениях вращающихся элементов трансмиссии, плохие подходы для регулировки и ремонта, неудобство переключения передач (особенно в условиях гонок) - всё это вместе взятое ощутимо снижало надёжность микроавтомобилей "Багги-350" и тормозило процесс их дальнейшего совершенствования. Иные перспективы открывались перед конструкторами в случае применения коробки передач от автомобиля "Запорожец": её установка позволила бы использовать различные двигатели независимо от схемы расположения цилиндраов и полностью освободила бы от ухода за цепями, приводом сцепления, главной передачей и т.д.

Однако коробка передач "Запорожца" не стыковалась не только с двигателями типа "Иж" различных модификаций, имеющих поперечное расположение коленчатого вала, но и с двигателями оппозитного типа. Требовалось какое-то переходное устройство,позволяющее при наименьших потерях мощности и с минимальными затратами соединить двигатель с коробкой передач "Запорожца".

Одним из первых эту задачу успешно решил В.Л. Тарануха. Его "Багги-350" с такой коробкой передач, появившись впервые на гоночной трассе, сразу привлёк к себе внимание. Казалось, что установленный на нём двигатель "Иж-Планета-кросс" не только отлично работает, но даже звук издаёт особый - ровный и уверенный на всех диапазонах, без провалов и заеданий при переключении передач. Машина, управляемая гонщиком Николаем Титиовым, вошла в число призёров.

По просьбе редакции В.Тарануха прислал фото и чертежи "стыковочного узла", с которым мы знакомим сегодня наших читателей - энтузиастов микроавтостроения.

Думается, что предлагаемая схема может быть с успехом использована отнюдь не только в конструкциях спотривных автомобилей

Предлагаемая конструкция стыковки двигателя от мотоцикла "Иж-Планета" выполняется с использованием картера пожарной мотопомпы МП-800, который имеет ряд преимуществ по сравнению со штатным картером ижевского двигателя и не требует существенных переделок. Крепление его на раме микроавтомобиля не представляет трудностей (оно осуществляется так же, как на автомобилях ЗАЗ-965-966), весь агрегат получается очень компактным и удобным в обслуживании (рис.1)

Для работы потребуются следующие детали двигателя ЗАЗ-965-966: выбракованный картер (задняя стенка), из которой изготавливается переходной фланец, маховик, храповик, коренной сальник, штифты крепления маховика, уплотнительная шайба, болт крепления маховика и механизм сцепления.

Детали, которые необходимо изготовить, изображены на рисунке 2. Это проставка между фланцем ЗАЗ и картером. втулка крепления маховика к коленчатому валу,втулка крепления шкива привода генератора и вентилятора, стягивающая втулка и шкив привода, а так же болт М10х1,5 , с внутренним шестигранником. Все они под силу токарю средней квалификации.

Подшипники, сальники, прокладки применены из широкораспространённого ассортимента автомотозапчастей.

При сборке необходимо очень тщательно соблюсти соосность валов с точной посадкой втулки крепления маховика к коленчатому валу на конусе последнего и минимальных зазорах в шлицевом соединении. Всё остальное - по чертежам. Для улучшения наполнения цилиндра топливной смесью был изготовлен специальный патрубок для карбюратора, который позволил установить карбюратор с вертикальной смесительной камерой (так называемый "падающий поток"). Генератор от автомобиля "Москвич-402", стартёр ЗАЗ, вентилятор - от мотороллера "Чезета-175", без кожуха. Практика показала, что при правильном расположении воздухозаборника на кузове и выводных труб для нагретого воздуха кожух становится излишним.

Перед пуском в эксплуатацию следует выполнить холодную обкатку собранного агрегата либо на стенлде, либо прямо на раме микроавтомобиля и добиться минимального сопротивления вращению, включая последовательно все передачи и задний ход. При холодной обкатке на раме микроавтомобиля ведущие колёса должны быть вывешены, а их подвески обжаты до такого положения, при котором полуоси находятся на одной прямой линии. Для этого вся задняя часть микроавтомобиля поднимается и устанавливается на крепкие козелки или ящики, а подвески стягиваются верёвкой или ремнём.

При обкатке удобно пользоваться пусковой рукояткой при вывернутой из цилиндра свече зажигания или клиновидным ремнём через шкив от электромотора мощностью 500-600 Вт. Само собой разумеется, что в коробку должно быть залито соответствующее масло, а поршневую группу двигателя во время обкатки следует периодически смазывать моторным маслом через свечное отверстие. Лишь после завершения этой операции можно выехать на трассу и опробовать машину (лучше сначала на буксире, а затем - своим ходом). Такая последовательность работы даст полную уверенность в том, что всё собрано правильно и машина в дальнейшем не подведёт.

В.Тарануха,
лауреат НТТМ,
город Харьков




Hosted by uCoz