На главную
На предыдущую

ПРИ ЧЁМ ЗДЕСЬ ЗАЗ?

А при том,что он являеся близким родственником блистательного "Жука" от "Фольксвагена". А "Жук" ("Кёфер", "Битл", "Фуска" и т.д.), в свою очередь, вот уже полвека является любимой "жертвой" баггистов-любителей всего мира. И не только любителей. Рискну предположить, что именно это гениальное творение Фердинанда Порше - старшего (да, Порше, а Вы не знали?) послужило толчком к рождению багги, как класса. Очень уж подходит лёгкий, с крепкой подвеской, к тому же дешёвый автомобильчик для любительских гонок "по пляжам Калифорнии" (легенда гласит, что багги произошли именно оттуда). Наверняка, гонщикам было сподручнее издеватся над "Фольксвагеном", чем над тогдашними тяжёлыми и неповоротливыми американскими монстрами. Ну а наш "Фольксваген" - "Запорожец".

Вот история: в начале 30-х годов Фердинанд Порше предложил "народный автомобиль" - по-немецки "Фольксваген". Гитлеру машина понравилась,и был заложен завод. Появилась программа "Каждому немцу - по автомобилю". Многие немцы вносили 5 марок каждую неделю за свой будущий личный автомобиль. На эти деньги завод и построили.

Потом была гонка вооружений, о "гражданской" машине надолго забыли. На её узлах и агрегатах строились "джипы" под маркой "КДФ". Был даже плавающий, по кличке "кюбельваген" - машина-корыто. Наверное, Вы видели эти машины в кино. Свой народный автомомобиль немцы ждали более 10 лет...

В Германии до конца 70-х выпустили 15 000 034 экземпляра, побив рекорд "Форда-Т",а в Мексике "Жучки" строят до сих пор.

В конце 50-х Хрущёв затеял свою программу "народных автомобилей" ( а давая "добро" на выпуск "Волги" и "Чайки" кричал, что мы научим Америку строить автомобили). Сроки были сжатые, поэтому кузов и заднюю подвеску взяли от "ФИАТа-600", а передний мост и компоновку - от "Жучка". "Сердце" сначала позаимствовали от мотоцикла "Урал" (он же К-750, он же М-72, он же БМВ Р-71 30-х годов), но потом в НАМИ "творчески переработали" конструкцию Порше. Мотор, вместо оппозитного на "Фольксвагене" стал V-образным, потеряв часть своих "изюминок". Общий проект делали на АЗЛК (тогда МЗМА), и машина называлась "Москвич - 444". Под её производство выделили завод сельхозтехники в Запорожье, и в 1960 году, под маркой ЗАЗ-965, "Горбатые" пошли с конвейера. Вопреки всему, машина получилась удачной и необычайно популярной (до сих пор!).

Когда пришло время для новой модели, её "скомпоновали" из платформы "Жука" и дизайна ДКВ. Мотор "по мотивам Фольксвагена" уже был. Так получился ЗАЗ-966 - советский "Жук" с другой внешностью. Оказалось, мотора 0,9 л 27 л.с. ему явно не хватает, поэтому следующая модель, ЗАЗ-968 получила увеличеный до 1,2 л двигатель мощностью 40 (были варианты 45 и 50) л.с. Хотя на варианты для инвалидов "тридцатку" ставили до 90-х годов.

В конструкцию ЗАЗ-968А внедрили "жигулёвские" узлы, какие смогли. Самый важный - главный тормозной цилиндр для двухконтурных тормозов. В ЗАЗ-968М, кроме "косметики", изменили систему охлаждения: исчезли "уши", вентилятор стал нагнетающим, вместо всасывающего. Это улучшило тепловой режим двигателя.

Где-то в конце 60-х многострадальный "Фольксваген" в обличье "Запорожца" снова примерил военную форму. Советской Армии понадобился многоцелевой плавающий вездеход (помните "кюбельваген"?). От немецкого КДФ он ушёл дальше, чем ЗАЗ от VV. Судите сами: мотор впереди, привод - передний мост включен постоянно, задний - отключаемый. Колёсные редукторы. Подвеска всех колёс - торсионная.Есть дополнительный блок педалей в задней части машины для управления лёжа на животе (!) - автомобиль с водителем получился не выше письменного стола! Имеется лебёдка для самовытаскивания (ей же подтаскивают раненых к машине, стоящей в укрытии, на специальных носилках-санях), помпа для откачивания воды и т.д. Называется это чудо техники ТПК - транспортёр переднего края. Не знаю, как в Армии, "на гражданке" встречается крайне редко. К его появлению причастны ЗАЗ и ЛуАз (тогда ЛуМЗ). Мотор и коробка передач там, понятно, от "Запорожца". Если кто не узнал, намекаю: в другом (неплавающем) кузове "это" называется ЗАЗ-969, ЗАЗ-969М, ЛуАЗ-969М, ЛуАЗ-1302. Торговая марка - "Волынь".

Вернёмся к "Фольксвагену". Около 1950 г отец и сын Фердинанды Порше (ксатати, правнук старшего - гениальный менеджер и инженер Фердинанд Пиех - руководил концерном "Фольксваген" до 2002 г.) наконец открыли собственную фирму. Взяв за основу "Жук", они выпускали спортивные автомобили с лёгким кузовом и форсированым мотором. Машина называлась "Порше-356".

В конце 50-х Фердинанд Порше-младший занялся совершенно новым автомобилем. Конструктивно он повторял "Фольксваген", но число цилиндров увеличилось до шести, объём вырос вдвое. Дизайн младший Фердинанд не доверил никому. Говорят, отверг самого Джакозу (между прочим, автора того "ФИАТа", с которого "слизали" ЗАЗ-965). И ничего, удалась машина. Когда в 70-х на ней впервые серийно установили турбонаддув, мощность этого "зверя" достигла 300 л.с.

После этого фирма "Порше" несколько раз предпринимала попытки сменить модель - всё впустую. Нравится людям 911-я,и всё тут.А остальное - не "Порше"!

Вы уже гордитесь военно-спортивно-гражданской историей своего "Запопрожца"? Вся эта родословная в той же степени отнесётся к Вашему багги, если Вы выберете ЗАЗ его основой.

Константин Познахирко




Hosted by uCoz